ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный индустриальный университет

(ГОУ МГИУ)

Кафедра экономики и управления производством

Курсовая работа

по специальности «Физика»
на тему «ГАРМОНИЧЕСКИЕ, ЗАТУХАЮЩИЕ И ВЫНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ»

Группа Жу08Э22п
Студент А.А. Диордица
Руководитель проекта, к.т.н., доцент кафедры «Теоретическая механика и теория машин и механизмов Леготин Сергей Дмитриевич

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой, профессор, доктор физико-математических наук В.П.Красин
Оценка______________________

Москва, 2009

Оглавление

Введение
1 Уравнение гармонических колебаний
1.1 Пружинный маятник
1.2 Сложение взаимно перпендикулярных колебаний
Заключение
Литература
Домашняя страница


Введение

В последние годы Правительство Российской Федерации, Президенты Путин В.В. и Медведев Д.В. особое внимание уделяют системе среднего образования в России. В прошедшие годы основной упор делался на внедрение компьютеров и обеспечение учителей и школьников доступом в интернет. Эти задачи успешно решаются.

В прошедшем 2008 году основной упор в развитии среднего образования в России перенесли на внедрение инновационных технологий в образовательном процессе. Инновации в образованиии на данном этапе развития нашего общества предполагают использование в школах компьютеров, обучающих компьютерных программ и доступ в интернет.

Чтобы инвестиции, сделанные правительством в образование дали свои результаты, сегодня как никогда, актуально создание обучающих программ и создание образовательных ресурсов в сети Интернет. Тема образования школьников через Интернет сеть также прозвучала в одном из последних в 2008 году выступлений Президента Медведева перед журналистами. В частности, он пообещал, что правительство, в 2009 году будет работать над госудрственной программой "Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями".

Ввиду актуальности создания обучающих компьютерных программ и образовательных ресурсов в нашей стране, я решил посвятить свой курсовой проект по физике созданию интерактивного интернет сайта именно образовательной направленности. В качестве темы курсовой работы я выбрал изучаемый в школьном курсе физики раздел "Гармонические, затухающие и вынужденные колебания".

1 Уравнение гармонических колебаний

1.1 Пружинный маятник

В положении равновесия сила тяжести mg, действующая на шарик массой m, подвешенный на пружине, уравновешивается упругой силой пружины kDl0.

mg = kΔl0

Направим ось x вертикально вниз, а начало отсчета совместим с центром шарика в положении равновесия. Если теперь , из положения равновесия, отянуть шарик на расстояние x, то результирующая сила, направленная вертикально вверх, будет тогда равна

F = mg - kΔl0 - kx

F = - kx

ma = - kx

mx″ = - kx

mx″ = - kx

Приведем это уравнение к виду однородного дифференциального линейного уравнения второго порядка

x″ + k/m . x = 0

Решением этого уравнения является функция

x = A cos( √k/m . t )

Мы получили уравнение гармонических колебаний, циклическая частота которых ω = √k/m, а A - амплитуда колебаний, которую мы опредлили в начале изложения материала как "расстояние x от положения равновесия". И действительно, А в решении однородного дифференциального линейного уравнения второго порядка определяется начальными условиями x(0).

В общем случае:

x = A cos( ω t + φ )

Где φ - начальная фаза колебаний

Амплитуда A = м
Масса шарика m = кг
Коэффициент упругости k = H/м

Период колебаний
T = 2π/ω = 2π/√m/k =
0 c

1.2 Сложение взаимно перпендикулярных колебаний

Пусть тело совершает два гармонических колебания во заимно перпендикулярных плоскостях, тогда

x = A cos( ω1 t )

y = B cos( ω2 t + φ )

Где A и B амплитуды соответствующих колебаний, ω1 и ω2 их собственные частоты, φ - разность фаз этих колебаний.

Амплитуда A = м
Амплитуда B = м
Частота колебаний ω1 = рад/с
Частота колебаний ω2 = рад/с
Разность фаз φ =

Математический маятник (шарик подвешенный на нити) не сможет совершать два колебания во взаимно перпендикулярных плоскостях. Задайте для модели ω1 = 3, ω2 = 0 и представьте что шарик качается над столом. Теперь задайте ω1 = 0, ω2 = 3 и представьте что шарик неподвижно висит над столом, а стол под ним совершает упругие гармонические колебания. Теперь задайте ω1 = 2, ω2 = 6 - шарик совершает свои колебания вдоль оси X, стол колеблется вдоль оси Y, а мы наблюдаем картину сложения колебаний.

Замкнутые траектории, описываемые точкой, совершающей одновременно два взаимно перпендикулярных колебания, называются фигурами Лиссажу.

Заключение

Предложенная вашему вниманию работа, к сожалению не полностью отражает теоретический материал затронутой темы. Эта работа могла бы и должна быть наполнена графикой. Но даже в таком сыром виде в этой работе частично выполнены несколько важнейших из поставленных перед автором задач:

  1. Разработан программный модуль, позволяющий наглядно моделировать физические процессы.
  2. Программная модель имеет элемент интерактивности, что позволяет, не прибегая к лабораторному опыту, манипулировать процессом.
  3. Программная модель дает учащимся возможность в кратчайшие сроки убедиться в справедливости прикладной математики.
  4. Эта работа выполнена с применением языка разметки страниц HTML, с минимально необходимым исползованием CSS. Программная часть написана на JavaScript и хорошо структуирована. Демонстрацию колебательных процессов представленных в этой курсовой работе можно проводить практически в любом браузере, в любой графической операционной системе.
  5. Код на JavaScript понятен и пригоден для моделирования многих физических процессов.
    <SCRIPT LANGUAGE="JavaScript">
    
    //Количество шариков на HTML станице
    nDots=2
    
    //Определения переменных
    Xpos=0
    Ypos=0
    t=0
    dt=0.033
    Pi=Math.PI
    
    var dots = new Array();
    
    //Создание шариков - объектов
    var i = 0;
    for (i = 0; i < nDots; i++)
    {
    	dots[i] = new dot(i);
    	dots[i].obj.left = dots[i].X;
    	dots[i].obj.top = dots[i].Y;
    }
    
    //Конструктор шариков - объектов
    function dot(i)
    {
    this.X = Xpos;
    this.Y = Ypos;
    this.w1 = 3;
    this.w2 = 5;
    this.fi = 0;
    this.A = 100;
    this.B = 100;
    this.m= 0.2;
    this.k= 15;
    this.obj = eval("dot" + i + ".style");
    }
    
    //Запуск бесконечного цикла вычисления координат точек (шариков)
    setInterval("animate()", 20);
    
    ///Перемещение шариков
    function animate()
    {
    t+=dt;
    
    garmon();
    lissaju();
    
    var i = 0;
    for (i = 0; i < nDots; i++)
    	{
    	dots[i].obj.left = dots[i].X;
    	dots[i].obj.top =  dots[i].Y;
    	}
    }
    
    //Вычисление координат для первой модели
    function garmon()
    {
    dots[0].w1=Math.sqrt(dots[0].k/dots[0].m)
    dots[0].Y=dots[0].A*Math.cos(dots[0].w1*t)
    }
    
    //Вычисление координат для второй модели
    function lissaju()
    {
    dots[1].X=dots[1].A*Math.cos(dots[1].w1*t)
    dots[1].Y=dots[1].B*Math.cos(dots[1].w2*t+dots[1].fi)
    }
    }
    </SCRIPT>
    

Литература

Городулин В. HTML справочник http://html.manual.ru

Диордица А.А. Коротенький курс CSS

Диордица А.А. Краткий курс JavaScript

Н.П.Калашников, Е.Н.Веденяпин. Физика. Учебное пособие для дистанционного обучения

Б.М. Яворский, А.А. Детлаф, А.К. Лебедев. Справочник по физике для инженеров и студентов ВУЗов

В.А. Кудрявцев, Б. П. Демидович Краткий курс высшей математики.

Домашняя страница

Диордица А.А. Гармонические колебания

Hosted by uCoz