ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМосковский государственный индустриальный университет(ГОУ МГИУ) |
| Кафедра экономики и управления производством |
Курсовая работа |
| по специальности «Физика» |
| на тему «ГАРМОНИЧЕСКИЕ, ЗАТУХАЮЩИЕ И ВЫНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ» |
| Группа | Жу08Э22п | |
| Студент | А.А. Диордица | |
| Руководитель проекта, к.т.н., доцент кафедры «Теоретическая механика и теория машин и механизмов | Леготин Сергей Дмитриевич |
| ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ |
| Заведующий кафедрой, профессор, доктор физико-математических наук | В.П.Красин | |
| Оценка | ___________ | ___________ |
| Москва, 2009 |
В последние годы Правительство Российской Федерации, Президенты Путин В.В. и Медведев Д.В. особое внимание уделяют системе среднего образования в России. В прошедшие годы основной упор делался на внедрение компьютеров и обеспечение учителей и школьников доступом в интернет. Эти задачи успешно решаются.
В прошедшем 2008 году основной упор в развитии среднего образования в России перенесли на внедрение инновационных технологий в образовательном процессе. Инновации в образованиии на данном этапе развития нашего общества предполагают использование в школах компьютеров, обучающих компьютерных программ и доступ в интернет.
Чтобы инвестиции, сделанные правительством в образование дали свои результаты, сегодня как никогда, актуально создание обучающих программ и создание образовательных ресурсов в сети Интернет. Тема образования школьников через Интернет сеть также прозвучала в одном из последних в 2008 году выступлений Президента Медведева перед журналистами. В частности, он пообещал, что правительство, в 2009 году будет работать над госудрственной программой "Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями".
Ввиду актуальности создания обучающих компьютерных программ и образовательных ресурсов в нашей стране, я решил посвятить свой курсовой проект по физике созданию интерактивного интернет сайта именно образовательной направленности. В качестве темы курсовой работы я выбрал изучаемый в школьном курсе физики раздел "Гармонические, затухающие и вынужденные колебания".
В положении равновесия сила тяжести mg, действующая на шарик массой m, подвешенный на пружине, уравновешивается упругой силой пружины kDl0.
mg = kΔl0
Направим ось x вертикально вниз, а начало отсчета совместим с центром шарика в положении равновесия. Если теперь , из положения равновесия, отянуть шарик на расстояние x, то результирующая сила, направленная вертикально вверх, будет тогда равна
F = mg - kΔl0 - kx
F = - kx
ma = - kx
mx″ = - kx
mx″ = - kx
Приведем это уравнение к виду однородного дифференциального линейного уравнения второго порядка
x″ + k/m . x = 0
Решением этого уравнения является функция
x = A cos( √k/m . t )
Мы получили уравнение гармонических колебаний, циклическая частота которых ω = √k/m, а A - амплитуда колебаний, которую мы опредлили в начале изложения материала как "расстояние x от положения равновесия". И действительно, А в решении однородного дифференциального линейного уравнения второго порядка определяется начальными условиями x(0).
В общем случае:
x = A cos( ω t + φ )
Где φ - начальная фаза колебаний
|
|
Пусть тело совершает два гармонических колебания во заимно перпендикулярных плоскостях, тогда
x = A cos( ω1 t )
y = B cos( ω2 t + φ )
Где A и B амплитуды соответствующих колебаний, ω1 и ω2 их собственные частоты, φ - разность фаз этих колебаний.
|
|
Математический маятник (шарик подвешенный на нити) не сможет совершать два колебания во взаимно перпендикулярных плоскостях. Задайте для модели ω1 = 3, ω2 = 0 и представьте что шарик качается над столом. Теперь задайте ω1 = 0, ω2 = 3 и представьте что шарик неподвижно висит над столом, а стол под ним совершает упругие гармонические колебания. Теперь задайте ω1 = 2, ω2 = 6 - шарик совершает свои колебания вдоль оси X, стол колеблется вдоль оси Y, а мы наблюдаем картину сложения колебаний.
Замкнутые траектории, описываемые точкой, совершающей одновременно два взаимно перпендикулярных колебания, называются фигурами Лиссажу.
Предложенная вашему вниманию работа, к сожалению не полностью отражает теоретический материал затронутой темы. Эта работа могла бы и должна быть наполнена графикой. Но даже в таком сыром виде в этой работе частично выполнены несколько важнейших из поставленных перед автором задач:
<SCRIPT LANGUAGE="JavaScript">
//Количество шариков на HTML станице
nDots=2
//Определения переменных
Xpos=0
Ypos=0
t=0
dt=0.033
Pi=Math.PI
var dots = new Array();
//Создание шариков - объектов
var i = 0;
for (i = 0; i < nDots; i++)
{
dots[i] = new dot(i);
dots[i].obj.left = dots[i].X;
dots[i].obj.top = dots[i].Y;
}
//Конструктор шариков - объектов
function dot(i)
{
this.X = Xpos;
this.Y = Ypos;
this.w1 = 3;
this.w2 = 5;
this.fi = 0;
this.A = 100;
this.B = 100;
this.m= 0.2;
this.k= 15;
this.obj = eval("dot" + i + ".style");
}
//Запуск бесконечного цикла вычисления координат точек (шариков)
setInterval("animate()", 20);
///Перемещение шариков
function animate()
{
t+=dt;
garmon();
lissaju();
var i = 0;
for (i = 0; i < nDots; i++)
{
dots[i].obj.left = dots[i].X;
dots[i].obj.top = dots[i].Y;
}
}
//Вычисление координат для первой модели
function garmon()
{
dots[0].w1=Math.sqrt(dots[0].k/dots[0].m)
dots[0].Y=dots[0].A*Math.cos(dots[0].w1*t)
}
//Вычисление координат для второй модели
function lissaju()
{
dots[1].X=dots[1].A*Math.cos(dots[1].w1*t)
dots[1].Y=dots[1].B*Math.cos(dots[1].w2*t+dots[1].fi)
}
}
</SCRIPT>
Городулин В. HTML справочник http://html.manual.ru
Диордица А.А. Коротенький курс CSS
Диордица А.А. Краткий курс JavaScript
Н.П.Калашников, Е.Н.Веденяпин. Физика. Учебное пособие для дистанционного обучения
Б.М. Яворский, А.А. Детлаф, А.К. Лебедев. Справочник по физике для инженеров и студентов ВУЗов
В.А. Кудрявцев, Б. П. Демидович Краткий курс высшей математики.